Версия для слабовидящих

Все данные размещены на сайте с согласия субъекта персональных данных

Директор

Кудявнин
Иван Викторович

В 2022 году Россия на государственном уровне отмечает 350-летие императора Петра Великого, человека, сделавшего для России много полезного. Он, в том числе, стал основателем регулярного флота, обустроил верфи по всей стране, наладил судо- и кораблестроение. Следует отметить, что суда на Руси строили и до нововведений Петра, особенно славился этим мастерством русский Север. Но и на всех реках отечества люди использовали разнообразные плавательные средства – от отдельных деревьев и плотов до сложных в инженерном отношении сооружений – в зависимости от необходимости.

Русский царь Иван Грозный пытался организовать в стране постоянный флот, но это ему не удалось сделать в силу ряда причин. Он ограничился наймом на службу иностранных каперских кораблей. Более вдумчиво к делу изготовления судов подошёл отец Петра Первого – Алексей Михайлович (Тишайший). По его указу первый русский военный корабль «Орёл» был заложен 29 июня 1667 года для защиты торговых судов на Каспии. Это событие стало знаковым, показывающим первостепенство для страны, как во внешней, так и во внутренней политике, развития Флота, кораблестроения.

Морские кадеты Порецкой школы не остались в стороне от актуальной темы. 12 мая в школьной библиотеке состоялась конференция учеников 7 «Б» класса имени контр-адмирала И. И. Пахомова. Начал конференцию старший воспитатель, председатель Порецкого местного отделения Общероссийского Движения поддержки Флота и Порецкого местного отделения Российского Союза ветеранов В. В. Голев.

Радушная хозяйка Е. А. Мальчикова познакомила ребят с книгами флотской направленности и представила детям только что поступившую книгу о Петре Первом.

«Пахомовцы» представили два доклада. С результатами своего исследования присутствующих ознакомил командир взвода Е. Карпов. Тема его выступления – «Пётр Великий в Порецком». Он отметил, что в Порецком районе бережно сохраняются и продолжаются славные традиции патриотического воспитания. Многие из них связаны с Военно-морским флотом. Район фактически стал центром морского просвещения в республике и морской подготовки кадет и юнармейцев Чувашии. Часть традиций воспитывается и передаётся при помощи мемориального комплекса «Флотская слава Поречья», открытого на территории школы районного центра в 2015 году. Свою лепту в развитие комплекса внёс и Евгений: по его предложению установлен макет маяка. Теперь же кадет Карпов предлагает достойно отметить юбилей выдающегося государственного деятеля и установить на территории школьного комплекса бюст Петра I. Он доказал связь реформ основателя регулярного ВМФ России и флотских традиций Чувашии и Поречья. Установка бюста, по словам Евгения, усилило бы связь поколений, эффект преемственности традиций и патриотического воспитания. «Это было бы справедливым возданием должного уважения великому государственному деятелю», - заключил кадет Карпов. Он подготовил буклет по теме, написал обращение к депутату Государственного Совета Чувашской Республики В. А. Горбунову с просьбой помочь в изготовлении и установке бюста Петра Великого на территории школьного комплекса «Флотская слава Поречья».

Бусыгина К. и Кадичева Н. ознакомили одноклассников со своим исследованием «Судостроение в Поречье. История и современность».    Пётр I – российский царь, первый российский император. Он родился 9 июня 1672 года в Москве. По старорусскому обычаю Петра начали учить с пяти лет. Царевич учился охотно, любил слушать разные рассказы и рассматривать книжки с картинками. Царица (мать Петра) велела выдать ему «исторические книги» и рукописи с рисунками из дворцовой библиотеки, среди них были и картинки кораблей.

В 10-летнем возрасте Пётр был провозглашён царём. Однажды Пётр обнаружил старый небольшой английский бот. По его приказу судно отремонтировали и опробовали на реке Яузе. Так началось увлечение царя кораблестроением. Вскоре на Переяславском озере плавала небольшая флотилия таких же судёнышек. В результате потешных игр и сражений на суше и на воде солдаты, матросы, офицеры и сам Пётр, как командующий, отрабатывали навыки, приобретали опыт, который пригодился в будущем.

Править самостоятельно Пётр I стал с 1689 года. Мысли о создании флота не покидали царя. В 1693 году царь посетил Архангельск – единственный морской порт России того времени. Пётр впервые увидел море и большие корабли – английские, голландские, немецкие. Он задумался о создании флота.

Когда Пётр I взошёл на престол, выход России к морю был в Архангельске, а огромная страна не имела развитого флота и не могла обеспечить своим торговым ссудам безопасность на морях. За период своего правления император модернизировал страну: создал новые органы управления, заложил новые традиции и многое другое.

20 октября 1696 года по предложению Петра Первого Боярская Дума постановила: «Морским судам быть»! Началось строительство регулярного Флота России. Суда эти помогли взять Азов и открыли доступ в Азовское море.

В 1697 году Пётр Алексеевич тайно едет в Европу, чтобы учиться строить корабли. Он побывал в Голландии, Англии, Саксонии, Австрии, Венеции, учился корабельному делу (проектировать корабли, делать чертежи и расчёты), работал на верфях в Амстердаме, знакомился с техническими достижениями.

Тогда же Пётр решил построить город Санкт-Петербург, чтобы обеспечить стране выход в Балтийское море. Центром города стало Адмиралтейство – самая большая верфь в стране. Здесь трудились корабельные мастера из Воронежа, Азова, Казани, Чувашии, Архангельска, а также из Голландии и Дании. Снаряжение для кораблей готовили во многих городах. Первым крупным судном, построенным на Адмиралтейской верфи в 1702 году, был 54-пушечный трёхмачтовый корабль «Полтава». К лету 1704 года на Балтике появилась первая русская эскадра.

Пётр строил корабли не только в Петербурге, но и в других городах. Чувашия относилась к Казанскому адмиралтейству. Из Порецкого района при Петре I для строительства флота поставлялся корабельный лес.

К 1714 году Россия имела свой парусный флот.

По Волге и Суре ходили плоты, плоскодонки, беляны, расшивы, струги, челны, на этих реках работали бурлаки. Традиции кораблестроения прочно укоренились в России. Появились собственные учёные-кораблестроители и практики, изобретатели и корабельные инженеры. Образовалась собственная российская школа судостроения. Известными специалистами были адмирал С. О. Макаров, С. К. Джевецкий, М. Н. Беклемишев и другие. Одним из известнейших отечественных кораблестроителей стал А. Н. Крылов (1863-1945). Наш земляк – основоположник русской научной школы кораблестроения. А.Н. Крылов стал одним из самых великих научных деятелей Российской империи и Советского Союза, его труды по настоящее время актуальны, их изучают все судостроители мира.

Традиции судостроения стараются поддерживать в Чувашии. В республике изучают труды А.Н. Крылова, отмечают его юбилеи, в Порецком районе и в Чебоксарах действуют музеи академика, в речном порту столицы Чувашии установлен памятник учёному, в Висяге (д. Крылово) и на территории комплекса «Флотская слава Поречья» Порецкой школы установлены бюсты кораблестроителю, его имя носят кадеты морских классов Порецкой школы, ему посвящены стихи местных авторов.

В Чувашии, как и в целом в нашей стране, на реках обязательно плавают самодельные суда – лодки, катера, яхты. Дети приобщаются к судостроению через судомоделизм. В республике до сих пор действуют такие кружки. В книге «Чувашия флотская» им посвящена отдельная глава. Регулярно проводятся республиканские соревнования по судомодельному спорту, Кубок по судомоделизму и фестивали. Участвуют юные и взрослые корабелы и во всероссийских состязаниях. В 2017 и в 2018 годах республиканские соревнования юных судомоделистов проходили в селе Порецком. Детей основам кораблестроения обучают родители и школьные учителя.

В 2014 году в нашу школу привезли из Чебоксар старую корабельную шлюпку ял-4. Её ремонтом занимались педагоги и первые кадеты морского класса имени академика-кораблестроителя А.Н. Крылова. В 2021 году из-за ветхости шлюпка (изготовлена в 1984 г и долгие годы содержалась не должным образом) сгнила, стала непригодна для ремонта, её убрали из экспозиции «Флотской славы Поречья».

В 2018 году семья Сорокиных, в которой воспитываются двое морских кадет, своими силами построила швертбот. Парусная лодка прошла испытания на местных водоёмах и показала хорошие мореходные качества. Швертбот может использоваться для обучения детей основам морского дела.

Всё это появилось благодаря реформам Петра Великого.

Кадеты Кадичева и Бусыгина предложили установить на территории школьного комплекса «Флотская слава Поречья» модель (макет, организатор пространства или инсталляцию) корабля на территории школьного комплекса «Флотская слава Поречья», которая может быть использована и как учебное наглядное пособие по кораблестроению, так и в качестве арт-объекта. Это стало бы хорошей памятью об основателе отечественного регулярного флота.

Дети изготовили буклеты, презентации. Их выступление было воспринято с большим вниманием. Их практическая ценность не вызывает сомнений. Кадеты предложат свои работы на различные конференции и конкурсы.

Фотоотчет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

для детей старше шести лет