Версия для слабовидящих

Все данные размещены на сайте с согласия субъекта персональных данных

Директор

Кудявнин
Иван Викторович

Вице-старшина второй статьи Екатерина Барыкина, ученица 9 «Б» кадетского класса имени академика-кораблестроителя А.Н. Крылова, подготовила исследование «Наш знаменитый земляк М.П. Бочкарёв – участник битвы за Москву» в рамках участия в республиканского конкурса-фестиваля научно-исследовательских и творческих работ «Великие сыны России – Битва за Москву», посвященного 75-летию проведения битвы за освобождение Москвы в Великой Отечественной войне.

В настоящее время Екатерина работает над материалами приложения к исследованию, оттачивает стиль и текст письма Михаилу Павловичу, трудится над вариантами календаря и буклета.

Знакомим наших читателей с работой Екатерины Барыкиной.

Секция: «Великие сыны России – в битве за Москву».

Тема: «Наш знаменитый земляк М.П. Бочкарёв – участник битвы за Москву».

  «Я всегда чувствовал, что нужен людям, что постоянно им должен.

А это, если думать о смысле человеческой жизни, – самое главное»

М.П. Бочкарёв.

         Введение

Первый кадетский класс в Поречье создан в 2013 году в МБОУ «Порецкая СОШ». Он носит имя академика-кораблестроителя Алексея Николаевича Крылова, ученики изучают основы морского дела. По нашей инициативе построили мемориал «Флотская слава Поречья».

Слава России создавалась победами, географическими открытиями, достижениями в науках, искусствах, инженерном строительстве. За этим стоит большой труд народа, имена учёных, великих и простых людей. История страны отражена в истории её областей, республик, краёв. К сожалению, некоторые события и люди остаются в тени общественного и исторического внимания. Не всегда помнят потомки тысячи имён участников великих открытий, сражений, дел, прославивших Россию.

Один из стендов мемориального комплекса «Флотская слава Поречья» посвящён Михаилу Павловичу Бочкарёву. Его именем назван второй морской кадетский класс Поречья. Я выяснила, что М.П. Бочкарёв является уроженцем нашего района, и он участвовал в сражениях за освобождение Москвы в Великой Отечественной войне. Я стала изучать книги, интернет-ресурсы, опрашивать взрослых об уроженце нашего района, связанного с битвой за Москву. Мне захотелось рассказать о нём не только как об известном моряке, адмирале, военачальнике, но и как о защитнике столицы нашей Родины. Я решила сделать календарь, буклет, чтобы люди не забывали о великом уроженце нашего района.

Я поставила перед собой цель:

на примере судьбы защитника Москвы в годы Великой Отечественной войны, уроженца Порецкого района Чувашии Михаила Павловича Бочкарёва содействовать формированию у молодёжи чувства патриотизма и общенационального единения.

Для достижения цели сформулировала конкретные задачи:

провести исследование, изучить информацию по теме; использовать полученные результаты в краеведении и патриотической работе (выступить перед учениками и взрослыми с докладами, представить общественности буклет, календарь, одноимённую электронную презентацию; разместить сообщения о работе на сайте школы, в других средствах массовой информации); подготовить и представить свои исследования на различные конкурсы.

Результатами моей деятельности в этом направлении должны стать:

- буклет, календарь и электронная презентация, которые являются краеведческим материалом и будут переданы в качестве экспонатов в местные музеи;

- публикации в СМИ, выступления, стенная газета.

- улучшение информированности населения района, республики, страны о нашем знаменитом земляке, о кадетском образовании и воспитании в Поречье.

Актуальность и новизна заключаются:

- В том, что наша страна широко отмечает 75-летие победы Красной Армии и всего советского народа в битве под Москвой, а герой моего исследования – не только известная личность, но и участник сражений за Москву, описавший бои, размышления о долге, Родине, патриотизме, о боевых товарищах-защитниках столицы в ёмкой и эмоционально насыщенной книжечке «Моя война», к которой я также хочу привлечь внимание соотечественников;

- В том, что высокое состояние патриотического духа нашего общества необходимо как никогда.

- Сама работа – это документ, историческая хроника – станет объектом исследований заинтересованных граждан, а также краеведов и писателей.

- В содействии привития государственного, державного масштаба мышления среди школьников, молодёжи и взрослых граждан.

Личный вклад автора состоит в том, что проделана актуальная, востребованная работа, что состоялись важные встречи автора со слушателями, выступления, первые публикации. Сделан раздаточный материал (буклет, календарь), выполнена электронная презентация, издана стенная газета. Посредством этой работы продолжается важнейшая краеведческая и патриотическая деятельность. Своевременно привлечено внимание общественности к событию, человеку и его наследию.  Я вношу  вклад в изучение биографии известного современника.

         Основное содержание работы

Михаил Павлович Бочкарёв – легендарная личность. За Родину он воевал на суше и на море. Заместитель командующего Краснознамённым Черноморским Флотом ВМФ СССР, контр-адмирал в отставке, он продолжает служить Отечеству. Плодотворна общественная, патриотическая деятельность Михаила Павловича. Он – активный участник процесса возвращения Крыма в состав Российской Федерации; одним из первых севастопольцев получил российский паспорт. [11]

М.П. Бочкарёв – автор очерков и статей для флотской (Черноморского Флота ВМФ России) газеты Севастополя, где живёт уже много десятилетий. Им написаны несколько книг. Особый интерес читателей вызвали автобиографическая, мемуарная «Моя война» и замечательная маленькая, но очень душевная и значимая для понимания силы родной земли брошюра «Мои школьные друзья». Обе изданы в Крыму. А Главе Чувашии М.В. Игнатьеву, который гостил у Бочкарёва, Михаил Павлович подарил книгу «Моя жизнь в отставке».

Судьба Михаила Павловича Бочкарёва представляет собой интересный объект исследования, хотя о нём уже написаны очерки и книги. Например, о нём опубликован материал на сайте о выпускниках Каспийского Военно-морского училища: http://forum.vgd.ru/post/585/55474/p1641250.htm , на сайте администрации Порецкого района Чувашской Республики: 

http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=72&id=827691 ,

видеообращение контр-адмирала М.П. Бочкарёва к кадетскому 6"Б" классу МБОУ «Порецкая СОШ»: https://www.youtube.com/watch?v=Yi7aScBjdmI , микрофильм «Дважды Гвардеец, наш земляк Бочкарёв Михаил Павлович»:  https://www.youtube.com/watch?v=v0qRiaSBJXc , статья в газете «Республика» «Флотская слава Поречья – контр-адмирал Бочкарёв»: http://respublika21.ru/index.php/publikatsii/item/333-%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%91%D0%B2-%D0%BC%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB-%D0%BF%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 ; множество материалов, опубликованных в районной газете, таких, как этот: http://gov.cap.ru/info.aspx?gov_id=593&id=3395848 .

Тем не менее, контр-адмирал в отставке М.П. Бочкарёв – активный гражданин, общественный деятель. Его биография в наши дни требует дополнительного изучения, осмысления, подражания.

Михаил Павлович Бочкарёв родился 3 декабря 1918 г. в деревне Кожевенное Алатырского уезда (ныне Порецкого района) Чувашской Республики. Окончив четыре класса начальной школы, поступил в школу колхозной молодёжи (ШКМ). В 1937 г. окончил Порецкую среднюю школу. Поступил на физико-математический факультет Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова (Ленина). По комсомольскому призыву в 1939 г. приехал в Ленинград и был принят в Высшее военно-морское училище им. М.В. Фрунзе сразу на второй курс. В 1940 г. курсантскую роту, где он учился, перевели во вновь образованное училище в Баку. Непривычная жара, неустроенность быта, слабая материальная база нового учебного заведения, конечно, затрудняли учёбу. Однако они не помешали формированию профессиональных качеств будущих командиров, закалке их характеров и воли. Летом сорок первого курсанты проходили практику на канонерских лодках Каспийской военной флотилии. Там их и застало известие о начале войны. [1]Курсантов в ускоренном порядке готовили к выпуску. Они занимались в училище по 12 часов в сутки, без выходных. В конце октября 1941 г. их произвели в лейтенанты корабельной службы и направили в Казахстан на формирование 75-й отдельной морской стрелковой бригады. Однокашникам предстояло воевать вместе под командованием своего наставника – начальника Каспийского военно-морского училища. Это уже была война. Бочкарёва назначили в противотанковую артиллерию командиром огневого взвода 45-миллиметровых пушек. И уже в декабре моряки прибыли под Москву и сразу вступили в бой. Здесь М.П. Бочкарёв впервые стал гвардейцем. В конце января 1942 г. 75-ю бригаду, находившуюся в составе 2-го Гвардейского стрелкового корпуса, перебросили под Старую Руссу. В результате многодневных упорных боёв в тылу противника она освободила более 70 населенных пунктов. Михаил Павлович был ранен. После выписки из госпиталя направлен на специальные курсы комсостава ВМФ. В 1943 г. отправлен в Заполярье в Краснознамённый дивизион истребителей подводных лодок. На Флоте Михаил Павлович стал гвардейцем во второй раз.

После Великой Отечественной войны Михаил Павлович дослужился до заместителя Командующего Черноморским Флотом. В 1979 г. М.П. Бочкарёв уволен в запас, проживает в Севастополе. Награждён многими орденами и медалями. Михаил Павлович Бочкарёв является руководителем севастопольского Совета ветеранов – защитников Москвы. В Совет входило 152 севастопольца-защитника столицы, среди них всего трое моряков. [10]

В 2015 году в Порецкой СОШ создан морской кадетский класс имени М.П. Бочкарёва; им составлены и опубликованы заветы для кадет класса его имени в Порецкой школе. Имя, биография и портрет легендарного земляка – часть мемориального комплекса «Флотская слава Поречья». М.П. Бочкарёв поддерживает связь с родиной письмами и публикациями в «Порецких вестях» и «Советской Чувашии». 25 октября 2016 года он прислал письмо  нашей известной землячке, писательнице, общественному деятелю Валентине Александровне Беловой, в котором рассказывает о себе, своих заботах, в том числе и по подготовке к празднованию победы советских войск под Москвой. В частности он пишет: «… Мне 3 декабря исполняется 98 лет, так что о здоровье я могу только мечтать. Но, не смотря на старость, не падаю духом, а стараюсь что-то делать. Сейчас веду подготовку к 75-летию Битвы под Москвой, которое будет отмечаться 5 декабря (дата, близкая к моему дню рождения)». [10]

О книге «Мои школьные друзья». Вместо предисловия в этой небольшой по объёму, но богатой по содержанию, информационному и энергетическому насыщению книге, изданной в 2006 году в Севастополе, в серии «Патриоты Флота и Севастополя» библиотеки альманаха «Маринист», Сергей Горбачёв, заместитель главного редактора газеты Черноморского Флота «Флаг Родины», член Союза писателей России, капитан 1ранга, написал: «Эта книжка, уверен, однозначно будет востребована читателями, ибо она является носителем духа и энергии тех лет, когда наша страна была молода и видела перед собой перспективу. Когда её молодые граждане, полные жизненных замыслов, чрезмерно хлебнув военного лиха, не утратили жизненных ориентиров, не растеряли желания добиться намеченных целей. И при этом они всегда помнили о том, что рядом находились люди, также стремившиеся к успеху, потому помогали друг другу. Они старались жить честно, без лукавства и не подличая. И эти качества в них сформировала именно школа, атмосфера школьного братства.

Нынче одноклассникам Михаила Павловича уже далеко за восемьдесят. Точнее, немногим из тех, кто дожил до нынешних дней. И эта книжка автором посвящена им. Но адресована она не только сверстникам, а их родным и близким, их землякам. Чтобы не забывали тех, кто достоин памяти и доброго слова. Кто прошёл суровую школу жизни, уроки которой важны для ныне живущих. Эти уроки будут нужны и тем, кто идёт за нами, кто сменит нас». [8, 6]

Из книги «Моя война»: «Когда меня спрашивают, какой период в моей жизни является самым значительным и памятным, я, не задумываясь, отвечаю: война. И хотя всё дальше и дальше уходит в прошлое то суровое время, не уменьшается острота того, что пришлось пережить и выдержать. В этом чувстве я не одинок. Все мои сверстники в дни, месяцы и годы грандиозной битвы отважно сражались на суше, в воздухе и на море, внося свой вклад в дело Великой Победы над фашистскими захватчиками. Но у всех фронтовая судьба складывалась по-разному, у каждого была своя война. И у каждого, безусловно, была своя дорога в ней. А мне довелось воевать и на суше, и на море».[7, 16]. В книге «Моя война» ощущается напряжённость эпохи и ответственность советских людей за судьбу Москвы и Отечества.

Я провела опрос, задав ученикам 8 «Б», 9 «б» классов школы и жителям Порецкого вопрос: «Знаете ли вы известных людей-земляков, защищавших Москву»?

В итоге было опрошено 86 человек.
«Да, знаю», – ответили 36 человек. Все опрошенные (люди среднего и старшего возраста) назвали только одного знатного земляка, защищавшего Москву. Это Михаил Павлович Бочкарёв.

«Нет, не знаю», – ответили 50 человек.

Результаты опроса я наглядно отразила в диаграмме.

         Заключение

В настоящее время я готовлю свою работу на различные конкурсы. Полученные результаты уже использую в краеведении и патриотической работе, например, в выступлении перед «бочкарёвцами» – кадетами 6 «Б» класса имени контр-адмирала М.П. Бочкарёва.

В соответствии с целью выполнены задачи: проведено исследование, изучена информация по теме; я выступила перед учениками и взрослыми с докладами, представила общественности буклет, календарь, одноимённую электронную презентацию; разместила сообщения на сайте школы, в других средствах массовой информации.

Результаты моей деятельности:

- буклет;

- календарь;

- электронная презентация;

- публикации в СМИ, выступления, стенная газета;

- большая информированность населения о роли отдельной известной личности в истории битвы за Москву и Отечества.

Всё это, по сути, является краеведческим материалом, и будет передано в качестве экспонатов в классный и краеведческий музеи.

Ещё я надеюсь на то, что моя работа привлечёт внимание общественности к давней мечте М.П. Бочкарёва о создании музея в Порецкой школе. Верю, что эта мечта осуществится.

Считаю, что поставленная цель достигнута.

Перечень источников и литературы, использованной при подготовке работы:

  1. http://forum.vgd.ru/post/585/55474/p1641250.htm
  2. http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=72&id=827691
  3. https://www.youtube.com/watch?v=Yi7aScBjdmI
  4. https://www.youtube.com/watch?v=v0qRiaSBJXc
  5. http://respublika21.ru/index.php/publikatsii/item/333-%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%91%D0%B2-%D0%BC%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB-%D0%BF%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 
  6. http://gov.cap.ru/info.aspx?gov_id=593&id=3395848
  7. Бочкарёв М. П. Моя война. Документальная повесть – Таврида. Симферополь, 2006.
  8. Бочкарёв М. П. Мои школьные друзья. Документальный очерк – ИБ «Глория-информ», Севастополь, 2006.
  9. Кудявнин В. И., Степанов В. Ф. Адмиралы – наши земляки. – Чебоксары, 2001. – 56 с.
  10. Личный архив В.А. Беловой и В.В. Голева
  11. Рукопись В.В. Голева «Чувашия флотская».

 

 

для детей старше шести лет